Правильное кендо в зеркале экзамена

admin Рубрика: Статьи
0

Сигематсу Кимиаки, 8-й дан Киоши

Перевод на английский: Реми Ямагучи
Перевод на русский: Антон Федотов

От переводчика на русский 

В оригинале название статьи очень простое: “Успешная сдача экзаменов”. Я взял на себя смелость дать статье более развёрнутое название с целью лучше передать её суть и привлечь к ней больше внимания, в том числе тех, кто не планирует сдавать экзамены в ближайшее время. Автор статьи говорит в ней не только о том на что обращает внимание экзаменационная комиссия, но и о том как правильно тренироваться, вести поединок и на что обращать внимание для того чтобы наше кендо соответствовало духу боевого искусства. В статье очень подробно и интересно рассматриваются такие фундаментальные аспекты как семэ, маай и т.д., поэтому я настоятельно рекомендую к прочтению этот материал всем занимающимся, особенно обладателям данов. Прошу простить меня за орфографические ошибки…

Часть 1

Практикующие кендо воспринимают выступление на соревнованиях и прохождение экзаменов как средство саморазвития. Прохождение сложных экзаменов на различные уровни мотивирует сильнее чем обычные тренировки. Однако, если вы проваливаетесь то испытываете страшное разочарование. Есть те, кто проходит все уровни не разу не не провалившись, и те, кто спотыкается на каком-то этапе. В чём разница между ними? Если вы сможете хоть немного лучше понять это — вы на шажок приблизитесь к успеху.

На экзамене вам предстоит столкнуться с множеством аспектов, включая вопрос как выполнить такой удар, который произведёт на комиссию правильное впечатление. Без этого цель не будет достигнута. То что я пишу в этой статье основано на наставлениях моего учителя, на том, что я понял сам и на том, что я прочитал в различных источниках. Надеюсь эта информация окажется для вас полезной.

“Наносите такой удар, который произведёт впечатление на комиссию…”

1. Зачем нужно сдавать экзамены

В “Концепции Кендо” утверждается, что кендо это “совершенствование человеческого характера посредством применения принципов меча”, и такое понимание должен взращивать в себе серьёзный практикующий.

В “Концепции Кендо” ни слова не сказано о “продвижении к более высокому уровню” или “победе в поединке”. Если вас спросят зачем вам сдавать экзамены, что вы ответите? У многих людей нет чёткого ответа. У меня тоже нет, но пожалуй я ответил бы как то так: “Для того, что бы мои навыки, а также моё понимание ментальных аспектов лежащих в основе кендо, которые я освоил за годы тренировок были придирчиво оценены, с целью дать мне представление о том, чем я должен заниматься дальше.”

Тренировки по кендо подразумевают постоянное повторение. Нельзя обрести навык внезапно, лишь благодаря длительным тренировкам со полной самоотдачей усилия принесут плоды.

2. Экзамен: важен не сам удар, важно семе-ай

Я думаю, что на экзамене вы должны показать своё понимание философии кендо. Что же такое “философия кендо”? Это та ментальная установка с которой вы тренируетесь, или то как именно вы понимаете и практикуете кендо. Более того, это определяет соответствует ли ваша практика “Концепции Кендо”. Один из способов проверить эффективность вашего кейко это участие в поединках, но здесь приобретает значение тренируетесь ли вы помня о “Концепции Кендо” всё время, помните ли вы в процессе тренировок что кендо это традиционное боевое искусство направленное на развитие личности.

По мере приближения экзамена, ваше метальное отношение к тренировкам приобретает всё большую важность, и от вас требуется продемонстрировать ваш подход. Ваша философия кендо меняется в зависимости от ментального состояния, и очень важно развивать правильный настрой и решимость каждодневными тренировками.

Далее я поговорю непосредственно об экзамене. Вы можете полагать, что в противостоянии с оппонентом имеет значение количество и качество эффективных ударов. Да, эффективные удары важны, но ментальные элементы (такие как дух и ваше семэ) также являются важным критерием. Чем выше уровень тем больше от вас ждут демонстрации ударов наполненных намерением, иначе оценка будет невысока. То что вы можете нанести удар оппоненту не означает того, что вы можете сдать экзамен, это нужно понимать. На экзаменах высокого уровня ваши удары должны демонстрировать намерение сокрушить оппонента ментально. Таким образом, экзамен это не соревнование в ударах, здесь важно семэ.

Если вы думаете: “Я не прошёл несмотря на то что победил оппонента”, это значит лишь то, что ваше видение кендо ещё незрело и неразвито.

3. С кем вы сражаетесь на экзамене?

Ваши оппоненты на экзамене примерно одного с вами уровня и возраста. Экзаменаторы оценивают ваш уровень в целом, включая: внешний вид, рэйхо, стойку, маай, семэ, шансы на удар, дзансин и так далее за ограниченное время. Экзаменующиеся должны продемонстрировать технику и освоенные в процессе тренировок ментальные элементы за этот короткий период.

Экзаменующиеся разделены на группы по четверо. Каждый проводит по два тачиай, и важно чтобы вы выделялись среди прочих. Более того, ваш уровень должен выделяться и на фоне предыдущих групп. Когда я говорю “выделяться”, я подразумеваю навыки, но чем выше ваш уровень, тем более выделяющимся должен быть ваш дух. Если ваш уровень не выделяется из массы, вам придётся постараться прежде чем вы сможете сдать экзамен.

4. Правильно ли вы одеты и демонстрируете ли вы правильный рэйхо?

Многие судьи обращают внимание на внешний вид, а не только на на ваши удары. Неопрятный внешний вид считается отражением вашего сознания.

Если хакама надета неровно (передняя часть ниже задней или наоборот) это выглядит некрасиво, также плохо если кендоги топорщится на спине. Такие вещи не отражаются напрямую на вашей эффективности в кендо, но вы выглядите очень неряшливо. Кенши высокого уровня должны демонстрировать правильные манеры, изящество и достоинство. Ваша стойка отражает ваше изящество и достоинство лучше всего. Готовьтесь тщательно, без правильного внешнего вида не стоит даже пытаться сдавать экзамен.

На экзамене необходимо продемонстрировать на каком уровне практики вы находитесь. Ваши манеры и ваше поведение должны выражать изящество и уверенность. Это невозможно подделать. Экзаменаторы будут очень внимательно смотреть являются ли ваши манеры показными, или они для вас естественны, как результат ежедневных тренировок. Обмануть экзаменаторов не удастся.

Те кто тренируются регулярно, могут выполнить серию движений от положения тайто (синай у пояса) до сонкё более гладко. Вы должны без лишних усилий синхронизировать свои движения с движениями оппонента. Манеры выражают отношение к кендо и должны быть обязательно продемонстрированы практикующими высокого уровня. Ваш внешний вид и манеры отражают состояние вашего сознания в повседневной жизни. Я надеюсь вы уделите этому внимание в процессе ежедневных тренировок.

5. Сонкё необходимо для эффективного удара

Возможно многие думают, что сонкё это просто сесть на корточки и встать. Однако, необходимо понимать, что качество сонкё определяет будет ли у вас хорошее семэ и приведёт ли оно к эффективному удару.

Говорят, что осанка и настрой в сонкё должны быть как у льва. Это значит, что когда вы выполняете сонкё, ваш дух должен быть таким же наполненным как у льва в тот момент когда он готов атаковать жертву. Для правильного сонкё необходимы сильная спина и ноги. В таком случае вы сможете сконцентрировать ки в животе. В противном случае, ваше сонкё не будет достаточно хорошим и для концентрации ки в животе придётся потратить больше усилий.

Самое важное — удерживать вес на коленях, сохранять давление в нижней части живота когда садитесь, и удерживать его до тех пор пока не встанете. Обычно многие люди слишком расслабляются и встают небрежно. Они хотят атаковать противника, но опаздывают. Немногие понимают, что стоит вам ослабить внимание во время сонкё, и противник окажется на шаг впереди вас, получит преимущество.

На одном из крупных семинаров инструктор сказал: “Сонкё должно быть подобно дыму, поднимающемуся над благовонием”. Это значит, что при выполнении сонкё, ваша шея, спина и поясница должны быть вытянуты в линию, как дым благовоний поднимающийся к небу, движения же должны быть плавными и уверенными.

Будьте внимательны делая сонкё, особенно когда тренируетесь с инструктором. На самом деле вы не ошибётесь если будете придерживаться правил Нихон Кендо Ката. Если вы следуете за лидирующим мотодачи (учитачи), будучи какаритэ (ситачи), вы сможете выполнить хорошее кейко с ай-ки (ки синхронизированной с оппонентом).

6. Элементы датоцу

Камаэ, семэ, поиск шанса и выбор вадза, удары и дзансин выполняются как единое целое движение, которое оценивается как юко-датоцу (валидный удар).

Камаэ

Слово “камаэ” означает “Иметь правильную стойку и настрой, которые позволяют среагировать на любую ситуацию”. Камаэ влияет непосредственно на удар, поэтому его следует развивать постоянными тренировками.  Часто говорят о “живом камаэ”, это значит “камаэ, позволяющее атаковать в любой момент”, или “камаэ, позволяющее двигаться незамедлительно”. Иными словами, камаэ, в котором вы можете реагировать без промедления.

Камаэ состоит из двух частей: ми-гамаэ (тело) и ки-гамаэ (сознание/дух). Если тело в вашей стоке прямое, верхняя и нижняя половины смогут правильно синхронизироваться и будут стабильны. Вставая из сонкё, позаботьтесь о том, чтобы ваше камаэ выглядело большим. Для этого нужно расслабить плечи, расправить грудь, и стоять так, чтобы уши находились над плечами. Расправить грудь проще всего немного сведя лопатки. Что касается рук, есть наставление, согласно которому они должны словно бы держать младенца. Вы должны иметь возможность свободно двигать синаем сохраняя достаточно расправленную грудь.

В камаэ очень важно расположение левого кулака. Расположите его примерно на расстоянии кулака от тела, так, чтобы косточка в основании большого пальца смотрела в пупок. Есть высокие, низкие, худые или массивные люди. Имея в виду базовые основы, ищите камаэ, которое наилучшим образом соответствует вашей физиологии, сохраняя положение левой руки и стабильность тела чтобы иметь возможность легко делать замах синаем при помощи левой руки.

Часто люди выглядят стеснёнными во время экзамена, поскольку слишком беспокоятся о своём камаэ и в результате напрягают верхнюю половину тела. Такое положение тела похоже на искусственный цветок. Он может быть красивым на первый взгляд, но пристально вглядевшись вы увидите что он не настоящий. В чём разница? Разница в “аромате”. Искусственный цветок не пахнет. Нужно серьёзно работать над камаэ, чтобы оно выражало изящество и силу вашего духа.

Большое внимание на камаэ оказывает взгляд, ему тоже необходимо уделять внимание. Нужно смотреть так, словно вы спускаетесь с небольшого холма с прямой спиной и расслабленными плечами, так вы сможете не только двигаться быстрее, но и оказать давление на оппонента.

Хейсей (вокализация)

Одно из особенностей кендо — необходимость постоянно кричать. Есть два типа крика: выкрикивание названия цели в момент удара и кейкегоэ (крик для увеличения своей силы и подавление противника). Кроме того, вокализация усиливает концентрацию. Иными словами, намеренно крича, вы стимулируете себя, и постепенно усиливаете концентрацию поднимая свой дух, который в результате меняет ваше состояние сознания. Такой хейсэй, который позволяет проявиться полному духу это и есть настоящий хейсэй. Я думаю, что в итоге он становится своего рода невидимой силой, которую ощущает ваш противник.

Для кейкегоэ поднимающего ваш дух, лучше всего выдыхать из низа живота, глубоким сильным голосом. Издать правильный звук это одна из важных техник кендо. Уделяйте время на тренировка своему хейсэй. Хейсэй напрямую связан со стойкой. Ваш хейсэй будет сильным если вы стоите используя мышцы низа живота с расслабленными плечами. При неправильной стойке вы на сможете накопить внизу живота энергию, что приведёт к глухому хейсэй, и вы не сможете оказать давление на противника. Странно что многие люди полагают допустимым хейсэй в любой момент, но на самом деле, допустимость этого зависит от маай. Хейсэй делается на безопасном маай. Причина в том, что сразу после крика вы вынуждены вдохнуть, и в это мгновение вы становитесь “пусты” и уязвимы. Следовательно, делая хейсэй на иссоку-итто-но-маай, вы рискуете быть атакованным на последующем вдохе.

Смысл вокализации в момент удара в том чтобы сконцентрировать всю свою силу в атаке, но не только в момент контакта с датоцу-буи, но и после этого. Вы выражаете скрытую в вас решимость непосредственно в форме удара, а одновременная вокализация делает вашу силу и мощь завершёнными.

Есть учение утверждающее что хейсэй это “аун-но-кокю”, это означает синхронизацию вашего дыхания с дыханием противника. Например, намереваясь нанести удар мэн, “а” это когда вы начинаете с “мэ”, а “ун” это когда вы заканчиваете с “н”. Важно не только произнести оба звука, но и сохранять каждый звук коротким и восходящим в конце. Благодаря этому ваш низ живота будет наполнен а левая нога будет подставляться быстрей. Вы должны издавать чёткий звук, и в то же время голос должен отражаться эхом, вибрировать в воздухе словно резонирующий звук колокола. Старайтесь не терять импульс удара.

От тома до шокудзин (соприкосновение клинков), от шокудзин до кодзин (скрещивание клинков) и иссоку-итто-но-маай

Сокращение маай

Известно такое выражение: “Вы приближаетесь к противнику, но он не приближается к вам”. Конечно, в физическом смысле это невозможно. Но почему же инструктора кендо часто так говорят? На самом деле имеется в виду ментальная дистанция, это обучение навыку сохранения психологического превосходства над противником. Необходимо давить на противника и атаковать как только возникает уязвимость.

Оба начинают семэ-ай (обоюдное давление) в камаэ на дистанции тома. Маай сокращается до шокудзин, затем кодзин, а затем до иссоку-итто-но-маай, при этом давление возрастает. По мере сокращения маай вы оказываетесь на учима — дистанции с которой можно нанести удар.

Часто экзаменующиеся просто неподвижно стоят на месте. Возможно они слишком сфокусированы на своём камаэ чтобы думать о ногах, но выглядит это так, словно они просто стоят. Если вы просто стоите и кричите “йааа! йааа!” вы не напугаете противника. Встав с начальной линии вы должны приближаться к оппоненту. Крайне важно достаточно ли сильна ваша ки чтобы заставить противника отступать позволяя вам занять его территорию. Важно делать это без малейших колебаний. При том что вы понимаете необходимость приблизиться к противнику чтобы нанести удар, в то же время вас отвлекают такие мысли как “я не хочу чтобы он ударил меня”. Это затуманивает разум и заставляет колебаться. На близкой дистанции больше шансов пропустить удар противника. Тем не менее, вы должны решиться преодолеть страх, быть непоколебимым, со всей мощью и готовностью двигаться вперёд на противника. Такое движение напугает и подавит оппонента.

Семэ

С давних времён известны такие наставления как “Не наносите удар для победы. Победите, затем нанесите удар”, или “Тот  кто побеждает в поединке семэ — получает право на удар”. Это говорит нам о важности семэ. Сегодня мы тоже слышим такие слова “Больше внимания перед ударом”, или “Больше работайте до того как ударить”. Всё это учит нас тому, что семэ важнее удара. Основы кендо это “семэ с ки, удар с рассудком” и “побеждайте ки, ударяйте сознанием” (прим. пер.: слово “…reason” в конце этих двух фраз также может быть переведено как “повод”, “основание”, “ум”, “интеллект”). Итак, зачем же нужно делать семэ? Для того чтобы создать возможность для атаки. Слова “побеждайте ки” и “семэ с ки” говорят о создании возможности для удара. Это базовые принципы кендо.

Иными словами, вы должны попытаться найти или создать возможность для атаки, или выманить противника, чтобы он сам её создал.  Эта попытка и называется “семэ”. Семэ означает использование не только кончика меча, но и всего тела включая ноги. Всё вместе создаёт семэ, и если ваш противник чувствует психологическое давления и теряет спокойствие, это значит что ваше семэ действительно работает.

Однако, часто ваши попытки сделать семэ могут оказаться неэффективны. Вы должны вызвать в противнике страх, что сейчас вы нанесёте ему удар. Это собьёт его концентрацию. Невозможно научиться семэ быстро. Члены комиссии замечают малейшие изменения в сознании экзаменующихся, они очень внимательно следят за тем, кто побеждает в поединке семэ и доминирует над оппонентом. Это принимается во внимание в оценке экзамена.

Одна из замечательных черт кендо в том, что пожилой сенсэй способен победить молодого быстрого бойца. Это возможно если не уповать лишь на скорость, а постепенно, шаг за шагом включать в кендо определённые элементы. Эти элементы “опыт” и “кирёку” (ментальная сила). С годами вы можете слабеть физически, но ваша кирёку благодаря долгим тренировкам становиться всё сильнее. В итоге, ваше семэ начнёт проявляться через кончик вашего синая, что компенсирует недостаток скорости. Сильное семэ возможно только как комбинация множества факторов, и это отражение вашей силы в кендо.

Важность семэ выражена в словах Саймура Горо-сенсэя, 10-дан Ханси, известного как “Святой Меча”: “Неважно как быстра ваша вадза, она создаётся вашим умом. Если вы сможете контролировать свой ум, естественным образом вы сможете контролировать вашу вадза”. Это замечание показывает нам, как вадза связана с семэ, и это то, что мы всегда должны держать в уме в процессе тренировок.

Контроль центра

Для того чтобы семэ было эффективным необходимо контролировать центр. Один из базовых методов добиться этого — движения синая. Движения кончика синая играют решающую роль в юко-датоцу (валидном ударе). Выполните семэ снизу или сверху, со стороны омотэ или ура, захватите центр в ответ на действия противника, но не убирайте кенсен синая с центральной лини. Если вы сможете оставаться в уравновешенном состоянии сознания и выполнить семэ не покидая центра, ваше кендо будет выглядеть очень сильным и являться таким на деле.

Есть разные способы захватить центр, такие как харай-вадза (сбивание синая), осаэ-вадза (подавление), маки-вадза (выкручивание) а также движения тела. Кроме того, есть различные камаэ, высокие и низкие, с плотным или мягким хватом синая. Важно знать какое камаэ лучше использовать в определённой ситуации.

Достаточно ли того что ваш кенсен в центре? Ваше сознание также должно быть в центре. Ваша левая рука отражает ваше сознание: если левая рука неустойчива, кенсен естественным образом покинет центр. Саймура Горо-сенсэй сказал: “Если ваша левая рука двигается — вы проиграли даже не получив удара”. Таким образом контроль центра с помощью левой руки это основополагающий момент.

Многие не понимают в чём на самом деле сила кенсена. Настоящая сила означает гибкость. Например, даже если ваш противник пытается надавить на ваш синай со стороны омотэ, вы можете снова вернуть кончик синая в центр без каких либо усилий. Также, если противник пытается выполнить неподготовленную вадза, вы можете показать ему несвоевременность вадза выполнив укол в горло. Это и означает гибкость. Те кто имеет жёсткое камаэ и хват синая не могут реагировать правильно.

Часто встречаются люди, которые в ответ на попытку противника ударить мэн выполняют мукаэ-цуки. Кенши, которые не отступают перед ударом противника заслуживают уважения. Однако, порой я задумываюсь, правильная ли это реакция на ситуацию. Это говорит о том, что вам не удаётся ухватить момент уязвимости в движениях противника. Уметь выполнять мукаэ-цуки для контроля противника важно, но также важно реагировать гибко чтобы контратаковать дебана-вадза, суриагэ-вадза или каэси-вадза. Если вы делаете только мукаэ-цуки, это значит, что вы недостаточно гибки для других вадза. Выражение “Делать только цуки — убивать вадза” (здесь игра слов: “цуки” в глаголе “цукиру” также означает “прекращать”, “заканчивать”) предостерегает нас от этого, пожалуйста, помните об этом.

Сохранение собственного ритма

По мере приближения к противнику вы испытываете нарастающее ментальное напряжение. Стремитесь “сохранять свой ритм”. Жизненно важно сохраняя свой ритм вывести из равновесия оппонента. Иными словами, даже синхронизировав дыхание с оппонентом, вы не должны синхронизировать ки. Постарайтесь сломать ритм противника сохраняя свой, заставьте его сражаться под вашу диктовку.

В противостоянии с противником дистанция постепенно сокращается и возрастает ваша решимость нанести удар. В этот момент вы всё ещё на одном уровне с противником. Секрет успеха в том, чтобы преодолеть тупиковую ситуацию и прийти в ментальное состояние дающее вам преимущество. Сближаясь вы постепенно начинаете провоцировать друг друга. Если вы слишком стремитесь нанести удар, то теряете хладнокровие и концентрируетесь лишь на движениях противника. В результате, если ваш ум неспокоен, вы не сможете распознать являются ли уязвимости в камаэ и движениях противника настоящими или это уловки чтобы заманить вас. В такой ситуации вы наносите удар неосторожно и можете быть контратакованы дебана-вадза или одзи-вадза. В результате судьи посчитают что ситуацию контролирует ваш оппонент.

Удостоверьтесь, что уязвимость является результатом семэ, а не создана противником намерено. Нужно понимать, что есть большая разница между ударом в ситуации когда ваше давление на оппонента столь сильно, что заставляет его действовать, и ударом когда оппонент спокоен и действует свободно.

В Го-рин-но-её Миямото Мусаси писал, что есть два типа взгляда: “кен” и “кан”. Он говорил что кен слаб, а кан силён. Кен видит только поверхностно, а кан смотрит вглубь и видит сознание противника. Когда противник создаёт уязвимость намеренно оставайтесь спокойны и держите камаэ. Так вы сможете сохранять собственный ритм. После того как вы благодаря терпению избежите ловушки противника, сделайте несколько шагов вперёд, он больше не сможет ждать и нарушит свой ритм. Если такое происходит, противник постарается отчаянно восстановить положение, и, зачастую, попытается нанести опрометчивый удар. Воспользуйтесь этим шансом для контратаки дебана-вадза или одзи-вадза. Это несомненно произведёт впечатление на судей. В то же время, если вы сами пытаетесь заставить противника действовать, а он не реагирует — вы можете смутиться и потерять свой тайминг, так что будьте осторожны.Этот ментальный поединок важен и оценивается судьями при экзамене на высокие даны. Постарайтесь понять как важно на экзамене не терять терпение.

Возможности для атаки и выбор вадза

Создание возможностей инициацией атаки

Часто я слышу, как люди говорят: “Вы не сдадите экзамен если не нанесёте мэн”, или “Не нужно быть до на экзаменах”. Конечно, мэн это основа вадза кендо, но датоцу-буи также котэ, до и цуки, так что не следует концентрироваться только на мэн. Будьте гибким. Ищите возможности и бейте. Это звучит легко, но для многих становится проблемой. Где-то я прочёл: “Внимательно слушайте и вы услышите звук. Но даже очистив свой ум вы не услышите мыслей противника. Это подобно колоколу. Можно ждать что колокол зазвонит, но одного ожидания не достаточно. Нужно ударить в колокол чтобы он зазвучал. Чтобы заставить звучать сердце противника, вы должны что-то сделать. Тренируясь помните об этом”. Я понимаю это так, что для создания шанса для атаки вы должны занимать активную позицию.

Многие экзаменующиеся кажется не знают что такое семэ. У них хорошее камаэ и мощная энергия, но проблема в том что им не хватает инициативности. Я часто вижу ситуации, когда экзаменующиеся встают из сонкё, ждут момента максимальной наполненности энергией, а затем пытаются нанести удар. Некоторые так сильно хотят атаковать, что начинают удар как только видят движение противника. Иногда оба пытаются одновременно выполнить одну и ту же вадза. Или думают, что в начале они должны нанести мэн, а потом котэ. Глядя на такие поединки я совсем не чувствую в них энергии.

Помните, что если вы думаете, что должны сконцентрировать ки после того как встанете из сонкё — вы уже опоздали. Ваш дух должен быть наполнен ещё когда вы кланяетесь оппоненту. Тогда, вставая в камаэ из сонкё, вы уже владеете инициативой.

На высоком уровне кендо ваша способность захватить инициативу определяет победу или поражение. Никто не может оставаться спокойным, если противник наступает с полным духом, всегда возникает мгновение инстинктивной реакции. В этом цель инициации атак, и в этот момент возникают возможности для удара. Нужно упорно тренироваться чтобы научиться этому.

Когда вы хотите атаковать противника или защититься, когда вы смущены или замешкались, состояние вашего сознания отражается на ваших действиях. Важно замечать это в противнике и выбирать правильные вадза. Хороший шанс возникает только благодаря семэ. Ожидание не создаёт хороших шансов, создавайте их сами.

Вадза следует за семэ

Вадза можно разделить на две группы: шикаке-вадза и одзи-вадза. Для шикаке-вадза требуется не упустить момент и атаковать в тот момент когда противник реагирует на ваше семэ. Одзи-вадза это выполнение вадза в ответ на удары противника.

Выполняя одзи-вадза не забывайте в начале выполнить семэ, чтобы надавить на противника и захватить инициативу. Оказывая давление покажите противнику что у него есть возможность для атаки чтобы он начал выполнять удар. В этот момент атакуйте. Почему же люди атакуют находясь под давлением? Это происходит потому, что ситуация оборачивается не в их пользу, они в отчаянии пытаются восстановить контроль и приходят к заключению, что единственный выход это атака. В результате атака начинается без должной ментальной подготовки.

Удары

Выполнение эффективного удара это важный фактор прохождения экзамена. Однако, недостаточно просто ударить по датоцу-буи, удар должен быть подготовлен. Ваш удар должен соответствовать базовым основам, быть наполненным энергией и ваши движения перед ударом и после должны быть такими, чтобы впечатлить судей. Вы не сможете никого впечатлить не вложив в удар всю энергию.

Очень важный вопрос: что же определяет валидность удара на экзамене? Возьмём для примера удар мэн. Момент касания синаем цели, это только удар, но он ещё не валидный. Удар считается валидным (юко-датоцу) только когда весь процесс завершён. В данном случае, завершить удар означает сохранить наполненность энергией до конца движения, а также сохранить стойку. Непосредственно рез конечно наиболее важен, но определяющим фактором валидности является завершённость.

Иппон на экзамене необходим, но его не засчитают если он произошёл случайно. Следовательно, важно произвести все необходимые шаги для валидного, намеренного удара. Самый эффективный способ кейко — ясное осознание важности получения шотачи иппон (эффективный первый удар) в каждой схватке. Иными словами, вы всегда должны стремиться к тому, чтобы нанести первый удар и сделать его завершённым.

Ещё один важный аспект это развитие тамэ (натяжение, напряжённость) в вашем ударе. Иногда вы можете услышать: “В ваших ударах нет тамэ”, или “Используйте в ударах чуть больше тамэ”. Так что же такое тамэ? Это немного сложно объяснить, но в моём понимании это значит вы должны ждать момента когда противник почувствует страх и начнёт двигаться. В этот момент перехватите начало движения. Если вы слишком стремитесь к удару, то скорее всего начнёте выполнять вадза до того как оппонент двинется. Однако, если вы будете ждать слишком долго, вы станете скованы и не сможете воспользоваться хорошей возможностью для вадза. Тамэ можно понимать как нечто среднее между активным стремлением и сохранением спокойствия. Единственный способ овладеть ударом с тамэ — постоянное кейко.

Во время экзамена, недостаточно сильные и чёткие удары скорее всего не будут высоко оценены. Люди часто полагают, что удар зависит только от контроля синая, но хотя держащие синай руки могут создавать чёткие удары, движение стоп тоже очень важны. Правая нога это «нога семэ», а левая это «нога силы». Нанося удар, толкнитесь левой ногой, и шагните вперёд правой, затем немедленно подтяните левую ногу. Чем сильнее вы толкнётесь левой ногой, тем звучней будет шаг правой.

На экзамене ваш дух должен ошеломить оппонента — это обязательное условие

Ошеломите противника силой и духом, затем выполните вадза. Во время экзамена у вас очень мало времени чтобы показать свои способности, вам необходим настрой, словно это нестоящая дуэль на мечах, т. е. Если вы проиграете — потеряете жизнь. Удары должны выполняться с сутеми, полной самоотверженностью. Дух подобный пламени, вызывает страх у противника и определяет исход.

После экзаменов некоторые кандидаты которые не прошли не понимают причин и спрашивают: «Я нанёс удар оппоненту и всё же не прошёл». Позвольте мне ещё раз подытожить критерии юко-датоцу. Вы должны иметь сильный дух, правильную стойку, демонстрировать дзансин. Дух должен быть основной для вашей вадза, а если этот элемент потерян, вы можете нанести удар по цели, но он никогда не будет юко-датоцу.

Я хотел бы рассказать о некоторых случаях демонстрации сильного духа. Первый произошёл на Чемпионате префектуры Чиба в 2008 г. Я полагал, что мои мэн и котэ хороши, и мой сэнсей, наблюдавший поединок, был того-же мнения. Однако, Ивадатэ Сабуро — сэней (8-й дан Ханси) сказал, что у меня было недостаточно энергии. В тот момент я не понял почему он сделал мне это замечание. Впоследствии, у меня была возможность несколько раз получить от него наставления, и всякий раз он говорил, что мне, что у меня нет необходимой энергии. Непосредственно перед моим экзаменом на 8-й дан, Ивадатэ сэнсей наставлял меня выражать мой боевой дух полностью, и я смог пройти экзамен.

В другой раз, я участвовал в семинаре по подготовке к экзаменам в Токио. Там было сказано: «Если уровень энергии противника составляет 100, ваш должен быть 120. Если уровень энергии противника 120, ваш должен быть 150». Ваша энергия всегда должны превосходить силу противника.

Корни кендо в смертельном поединке на мечах. В такой ситуации, сражаясь вы будете вкладывать в победу всё что можете. Экзамен не отличается от этого. Выходя на площадку, вы должны показать дух более сильный чем у соперника. Ваш дух должен ощущаться и противником и судьями. Вы должны показать, что ваша решимость победить сильнее чем у других экзаминующихся.

Глаза кенши имеющих сильный дух полны жизни, глаза тех, кому не хватает духа выглядят слабыми. Ошеломите противника вашим духом, и когда в его сознании, камаэ или действиях появится слабость, атакуйте со всей решимостью. Это приведёт к юко-датоцу. Даже если оно не будет оценено судьями, оно ценно.

Тот, кто ошеломляет оппонента своим духом и наносит удар со всей решимостью хорошо заметен. В одно мгновение он наносит удар, а в следующие уже проходит сквозь противника. Его ноги работают плавно, что позволяет нанести удар, показать дзансин и вновь нацелиться на противника в одном едином движении. На высоком уровне энергии это сама суть кендо.

7. Экзаменаторы уделяют особое внимание спокойствию после юко-датоцу

Судьи всегда следят за тем, как развивается поединок после юко-датоцу. Если вы сделали юко-датоцу первый, это даст вам ментальное преимущество, но если это удалось противнику — вы можете начать торопиться. По этому важно нанести юко-датоцу первым. Один из критериев, которые должны оценивать судьи, это финальный счёт. Допустим, вы смогли нанести юко-датоцу. Дальнейшие ваши действия могут определить пройдёте вы или нет. Вам конечно хочется нанести ещё один, но если ваша попытка окажется неудачной и приведёт к контратаке противника, ваш предыдущий иппон будет поставлен под сомнение. Обязательно помните об этом.

Одним из тайных учений школы фехтования Ягю-рю было следующее: «Следовать за своим противником — ключ к победе». Я полагаю, что смысл здесь в том, что с помощью маай вы должны заставить противника атаковать вас. Таким образом, спокойствие и терпение поле удара жизненно важны. Если в этот момент поединок закончится, ваш противник проиграет благодаря вашему иппону, так что он начнёт торопиться и потеряет терпение в попытке отыграться. Ели противника пытается нанести удар, будьте терпеливы и быстро подавите его не позволяя этого сделать. Если вы сможете ответить противнику в точности как учил Миямото Мусаси «макура-но-осаэ» (подавить технику противника в момент её зарождения), это приведёт его в замешательство. Отчаяние делает человека нестабильным, в ударах сделанных с таким состоянием сознания появляются уязвимости. Это позволяет воспользовавшись обстоятельствами нанести мэн, котэ или до, или выполнить другие вадза. Если вы сумеете это реализовать — вы выделитесь на фоне других экзаминующихся. Это разница между защитой и атакой очень заметна, и комиссия смотрит на это. В итоге это определяет кто из претендентов сдаёт экзамен.

8. Как настроиться на экзамен

Сможете ли сохранять концентрацию перед экзаменом или нет, на мой взгляд, является важной составляющей победы. Я думаю перед экзаменами все усиленно тренируются, несмотря на то что зачастую работа и семья не оставляют нам времени. Экзамен это также и финансовые траты на транспорт и т. п. Это ещё одна причина почему вы обязаны пройти.

Вы приезжаете на экзамен наполенные решимостью. Пока всё хорошо. Проблема в том, что там вы встречаете коллег и знакомых. Вы радуетесь встрече и болтаете. Как бы вы не были настроены, концентрация теряется, и часто это ведёт к поражению. Даже если это кажется вам невежливым, постарайтесь избежать пустых разговоров. Это важно чтобы не потерять концентрацию. Когда я прошёл первый круг экзамен на 8-й дан, я остался сидеть на стуле ни с кем не разговаривая до начала второго круга. Честно говоря, вы всё равно будете нервничать, вы должны просто игнорировать свою тревогу. Тем не менее, это поможет преодолеть беспокойство и сдать экзамен.

9 Кейко после экзамена очень важно

Все упорно тренируются перед экзаменом, а те кто успешно сдают — получают стимул тренироваться ещё больше. Однако, те кто не достигают успеха могут потерять мотивацию. Некоторые могут даже прекратить тренировки на время. Я понимаю их разочарование, но не прекращать тренировки очень важно. Если провалив экзамен вы прекращаете тренировки, то значит целью всех тренировок был только экзамен. С таким уровнем решимости в никогда не сдадите экзамен. Нужно сразу начинать готовиться к следующему. Если вы чувствуете разочарование от провала — тренируйтесь упорнее чтобы обрести большую решимость.

Ещё один важный момент — никогда не жалуйтесь на результат. Зачастую многие не сдавшие экзамен говорят: “Мой противник делал какое-то странное кендо”, и тем самым оправдываются. Не исключено, что он говорит о вашем кендо то же самое. Говорить так — всё равно что обвинять оппонента в своей неудаче, это значит что вы просто не понимаете что вам не хватает мастерства.

С другой стороны, те кто проходят экзамен порой говорят: “Мне повезло, попался хороший оппонент”. Это всё равно что сказать, что вы прошли лишь благодаря тому что оппонент поддавался, и это просто везение. Это всё равно что признать полученный уровень незаслуженным. Кендо учить взаимодействовать с другими людьми, и нельзя допускать чтобы ваша победа или поражение зависела от уровня оппонента. Тренируйтесь упорно, чтобы вам было всё равно кто ваш противник.

Развивайте вашу философию кендо

В мире спорта люди обычно “играют”, в японских же искусствах тренировочный процесс называется “кейко”. Дословно “кейко” означает “следовать древним путям” или “изучать знания древности”. Иными словами, это означает освоение учений наших предков и подчёркивает важность того как мы относимся к искусству. Практикуя кендо, мы должны осознавать свою ответственность за сохранение этого ценного культурного наследия и его правильную передачу следующим поколениям. Я считаю, что пересмотрев таким образом значение кейко и тренируясь соответственно, мы сможем развить более живую и верную философию кендо.

Часть 2

1. Кирикаэси и учикоми помогают развить настоящую силу

Кирикаэси и учикоми это важные методы кейко, которые помогут укрепить фундамент вашего кендо. Многим людям бывает сложно выделить достаточно времени на тренировки из-за семьи или работы, часто они начинают приходить только на дзикейко (гокаку-кейко) и не уделяют внимания кирикаэси. Однако, находить время для кирикаэси и учикоми необходимо.

Идеальное кирикаэси можно описать так: “большое, сильное, быстрое и лёгкое”. Когда кирикаэси выполняет начинающий, он должен делать большие и правильные движения, которые постепенно становятся сильнее. По мере тренировки движения обретают быстроту, и, в конце концов, становятся лёгкими и изящными.

Кирикаэси это комбинация ударов сёмэн и саю-мэн, это метод кейко позволяющий всесторонне освоить основные движения. Часто я вижу практикующих кендо, которые наносят сёмэн, затем делают четыре шага вперёд и пять назад нанося удары, затем заканчивают. На самом деле это только базовый вариант кирикаэси, которому учат новичков. Изначально количество ударов не определялось, атакующий должен был следовать за мотодачи, и наносить столько ударов сколько понадобится, завершая по сигналу мотодачи.

Учикоми-кейко это упражнение в котором мотодачи специально создаёт возможности для удара, так чтобы атакующий мог ими воспользоваться. Поскольку учикоми-кейко руководит мотодачи, важно чтобы он видел уровень практикующего и помогал ему получить от упражнения максимум пользы. В учикоми-кейко предельно важно чтобы каждый удар соответствовал требованиям юко-датоцу. Вы должны постоянно поддерживать стойку, сильный дух, маай, чёткость теноучи, работу ног, контроль дыхания и т.п. и наносить каждый удар так, чтобы он был валидным. Легко сказать что каждый удар должен быть юко-датоцу (валидным ударом), но на самом деле добиться этого трудно.

Когда я был членом токурен в полиции, я имел возможность посещать кейко в разных додзё и получать ценные советы от разных учителей. В то время, каждое кейко заканчивалось учикоми или какари-кейко и карикаэси. Даже если сенсей не говорил “иппон”, пропустив удар, мы должны были поблагодарить и попросить учикоми и кирикаэси. Если качество нашего кейко было низким, учикоми и кирикаэси могли длиться вечно. После кейко мы часто задыхались и были полностью обессилены. Тем не менее, именно такое кейко помогает обрести настоящую силу. Тогда это казалось мне невыносимым, но сейчас я по настоящему благодарен за те тренировки.

Печально, что в наши дни мало кто по своей воле просит об учикоми и кирикаэси после тренировки. Думаю это происходит из-за непонимания многими людьми важности учикоми и кирикаэси. Делая только дзикейко вы не станете по настоящему сильным. Учикомии кирикаэси тяжелы, но именно поэтому они полезны. Думаю многие люди пытаются избегать их, но я убеждён, что благодаря учикоми и кирикаэси можно обрести настоящую силу, даже если времени на практику не достаточно.

В конце концов, практика основ — кратчайший путь к росту. Известно учение, говорящее что: “Изучение основ создаёт базу для их применения. Чтобы достичь высокого уровня в практическом применении, вы должны изучать основы ещё более тщательно”. Так что если вы не уверены в своих действиях — возвращайтесь к основам.

2. Двуликое кейко

Единственный способ сдать экзамен — усердно тренироваться. Для этого надо спланировать на что сколько времени потратить, и следовать этому плану, становясь в итоге сильнее. Иногда вы можете провалить экзамен, несмотря на то что считаете себя готовым. Порой вы не можете продемонстрировать все свои способности, или проваливаетесь невзирая на их наличие. Одной из причин может быть то, что содержание ваших тренировок далеко от того что происходит на экзамене.

Прежде всего вы должны воздержаться от “двуликого” кейко. Иными словами, независимо от ситуации вы должны демонстрировать лучшее на что способны. Каждый старается показать лучшее в кейко с сенсеем. Однако, многие слишком расслабляются практикуя с младшими или людьми примерно своего уровня. Они забывают, что говорил им сенсей во время шидо-кейко и снова делают привычное неправильное кейко. В Японии это называют “хой хой кендо” (бездумное кендо), недостаток серьёзности. Тренируясь так нельзя сдать экзамен, и даже если повезёт сдать, сомневаюсь, что полученный дан будет отражать реальные способности. На следующем экзамене такой человек столкнётся с непреодолимыми сложностями.

Не важно с кем вы сдаёте экзамен и каков его уровень, вы должны строго следовать наставлениям вашего сенсея. Это то, что сделает ваше кендо лучше. Возможно, вам сложно перебороть силу сенсея своим семэ и добиться юко-датоцу, но если с тем же настроем вы будете работать с человеком вашего уровня или младше, вы сможете нанести удар, который признают все, включая вашего противника.

Нет лучшего кейко, чем кейко выполняемого с айки, когда оба участника полностью вовлечены и выкладываются на 100%. Не важно насколько это кейко короткое, в нём всегда есть польза. Кейко в котором недостаточно серьёзности — просто потеря времени, оно лишено смысла. Нет худшего кейко чем кейко, когда у обоих участников нет айки.

Во время экзамена вы должны добиться юко-датоцу за ограниченное время, это крайне сложно. Члены комиссии не будут тратить пять или десять минут глядя на вас, так что в своём ежедневном кейко вы всегда должны стремиться к юко-датоцу за кратчайшее время. На экзамене вы не сможете сделать то, чего вы не делаете во время обычного кейко. Так что, даже если это и тяжело, в ежедневном кейко старайтесь сделать лучшее на что вы способны за кратчайшее время.

3. Правильный настрой

а. Кейко с людьми более высокого уровня

Делая кейко с сенсеем высоко уровня, важно быть по настоящему благодарным за шидо-кейко. В то же время, вы должны чувствовать себя “на равных” в момент шотачи (первого удара) и стремиться к иппону. Иными словами, о кейко надо думать как об иппон-сёбу. После шотачи вы должны атаковать и не пытаться избежать ударов — полностью выкладываться на 100%.

“Атаковать” означает избегать обманного и хитрого кендо, вместо этого следует встречать противника лицом к лицу. Кроме того, если вы слишком сфокусированы на том, как ударить противника и заняты поиском способа это сделать, ваш ум не будет ясным. Такое кейко бесполезно. Тем более, даже не думайте о том чтобы пытаться избежать ударов сенсея или делать кейко как с равным.

Я с сожалением наблюдаю, что сегодня шидо-кейко не такое как во времена моей молодости. Часто бывает непонятно где мотодачи, а где какаритэ. Это такое кейко, где какаритэ просто ждёт что сенсей мотодачи атакует, а потом пытается коснуться его котэ. Глядя на такое кейко вы не увидите решимости какаритэ полностью выложиться. Наверно они не очень то и благодарны сенсею за кейко. Крайне важно не ждать, а вкладывать в атаку всего себя, после кейко вы должны быть полностью вымотаны. Такое кейко улучшит ваше кендо. Стремитесь к короткому, но насыщенному кейко, такому, после которого вам будет трудно дышать.

б. Кейко с людьми вашего уровня

Делать кейко с людьми вашего уровня (гокаку-кейко) так же важно как и с сенсеями высокого уровня. Поскольку люди одного уровня и возраста это те, с кем вы встретитесь во время экзамена, кейко с ними поможет вам понять свои возможности, и поэтому очень важно. Это как репетиция экзамена: вы должны уделять внимание стойке, семэ, ударам, дзансин и юко-датоцу. Это прекрасная возможность проверить можете ли вы сохранять спокойствие, достаточно ли хороши ваши вадза, и так далее. Если вы довольны результатом, значит вы ещё на шажок приблизились к следующему дану.

Часто люди неправильно делают гокаку-кейко несмотря на все старания просто потому, что стараются нанести удар и всячески избежать удара противника. Если вы пропустили удар, это значит, что противник обнаружил вашу слабость, и вы должны быть благодарны за урок. Делайте кейко со смирением и благодарностью.

в. Кейко с людьми более низкого уровня

Делать кейко с людьми более низкого уровня можно двумя способами: первый — когда вы развиваете свои навыки; второй — когда развиваете навыки партнёра.

Во-первых, как вы можете использовать это кейко себе на пользу? Ответ прост: не расслабляйтесь. Вам по прежнему нужно айки и полное вовлечение в процесс. Однако, многие не выкладываются полностью с противниками более низкого уровня. Такое кейко лишено смысла и только удовлетворяет желание лёгкой победы.

Кейко с менее опытными людьми крайне важно для того, чтобы на физическом уровне освоить риай — принципы лежащие в основе техник. Это также прекрасная возможность изучить семэ и улучшить навык удара. Начинайте кейко с пониманием, что это лучший способ для вас изучить возможности для удара. Иными словами, напомните себе, что для вас это возможность понять как превратить теорию в практические техники.

Во-вторых, такое кейко также развивает способности партнёров более низкого уровня. Это известно как “хикитате-кейко”, оно дарит какаритэ радость реализации эффективного удара, и учит правильному моменту удара. Какаритэ обычно выполняет кейко с определённой целью, например сдать экзамен. Это делает ещё более важной роль мотодачи в прохождении экзамена младшими. Во время хикитате-кейко дайте им почувствовать опасность семэ, и что такое цельный удар. Этот опыт в дальнейшем сильно поможет их росту.

В кендо кейко оба участника, и вы и ваш партнёр, подобны точильным камням, каждый из которых полирует технику и сознание другого. Нет нужды объяснять, что будучи мотодачи важно помогать росту навыков какаритэ. В то же время, вы должны помогать его ментальному росту. Когда вы ведёте шидо-кейко, делайте так, чтобы какаритэ думал: “Я так рад что попросил его потренировать меня. Я с удовольствием попрошу об этом снова”. Он не должен думать: “Не хочу никогда больше тренироваться с этим гадом”. Постарайтесь чтобы тренировка вдохновляла, а не демотивировала.

Важно начинать кейко с пониманием того, что вы оба будете оказывать взаимное давление, стараться разрушить концентрацию друг друга. Важно развивать “чувство интуиции” или “кизаши”. Возможности для атаки возникающие из кизаши это не то, что можно увидеть глазами, это ощущается сознанием, они возникают из малейших перепадов ки. Самое лучшее в кендо это атаковать друг друга чувствуя кизаши. Просто нанося друг другу бесцельные удары синаем вы никогда не сможете улучшить свою чувствительность к колебаниям ки.

4. Развитие ки

Каждый кто практикует кендо окружён “стеной ки”, но без достаточной тренировки эта стена тонкая и хрупкая. Чем больше вы тренируетесь, чем больше обретаете опыта, тем толще и прочнее она становится. Делая кейко с коданся (человеком более высокого уровня) вы часто можете чувствовать свою неспособность нанести удар как бы ни старались. Его невидимые стены окружают вас, душат и сковывают движения, и в итоге вы пропускаете удар.

Легко увидеть, что возможности для удара которые выбирает коданся это те, когда ки атакующего более сильная. Удары которые наносятся в моменты уязвимости возникшей благодаря разнице защитной и атакующей ки высоко ценятся. Удары только за счёт скорости это просто “касания” без намерения и чувства, они не вызывают уважения.

Эффективный метод тренировки и усиления вашей стены ки это её применение против опытного противника. Если вы выплесните вашу ки, столько же или даже больше ки вернётся к вам. Когда вы достигните вашего предела, ваша ки начнёт расти, и, медленно но верно, ваша стена ки будет становиться толще и прочнее.

Атакуя сенсея высокого уровня, даже если вы находитесь под давлением его ки, даже если понимаете что обречены пропустить удар и ваша атака будет отражена, вы всё равно должны сражаться, так вы закалите вашу ки.

Сенсей может сказать вам тренироваться с партнёрами гораздо сильнее вас, и атаковать их без колебаний. Это потому, что он понимает, что лучший путь развития в кендо это развитие ки через тяжёлые тренировки.

Гокаку-кейко и кейко с менее опытными людьми может помочь вам развить технику с синаем и другие навыки, он это мало помогает в плане ки. Если вы хотите чтобы ваше кендо росло, вы должны помнить, что атака более опытных противников это единственный путь.

5. Вопросы “кёдзюцу”

“Кё” (пустота, неготовность) означает слабость и открытость, а “дзюцу” (наполненность ки, готовность) означает сильную позицию. Ваша цель в кендо — нанести удар противнику когда появляется уязвимость. Нельзя наносить удар в момент дзюцу. Если уязвимости нет, создайте её. Ищите кё, и используйте этот момент. Есть три типа уязвимостей: в сознании, в стойке и в движениях. Эти уязвимости не отдельные сущности, они тесно связанны. То как вы с помощью атаки и защиты создаёте уязвимости является важным элементом улучшения юко-датоцу.

Конечно важно найти уязвимость в противнике, но ещё важнее процесс поиска. Ни один кенши не демонстрирует своих слабостей (кё). Наоборот, “дзюцу” (силу) стараются проявить внешне, в то время как “кё” (слабость) скрывается внутри. Для того чтобы найти скрытые уязвимости нужно прорваться сквозь стену “дзюцу” противника. Ваша решимость сделать это называется “сэн” (захват инициативы) и “семэ” (оказание давления). Стена дзюцу начинающего тонкая и сломать её легко, но когда вы сталкиваетесь с опытным мастером, его дзюцу прочнее и её сложно преодолеть.

Не важно сколько раз вы были отброшены мощной стеной вашего противника, вы должны сохранять полную уверенность и решимость прорваться сквозь неё хотя бы на миллиметр. Постоянное кейко с такой решимостью даст вам большой задел на будущее. В итоге эта решимость превратиться в силу стоящую за вашим семэ. Если вы это осознаете, то обязательно поймёте какое кейко вы должны делать.

Наразаки Масахико сенсей (9-й дан) сказал: “В кендо важно найти уязвимость для удара основанную на кёдзюцу, но порой вам может понадобится такой сильный дух, какой необходим чтобы преодолеть дзюцу противника своим дзюцу, и нанести удар”. Неважно, делаете ли вы кейко с людьми вашего, более высокого или более низкого уровня, если вы помните о кёдзюцу у вас будет совсем иной прогресс. Это может и не принести пользы немедленно, но вы пожнёте плоды в будущем.

Когда я наблюдаю кейко современной молодёжи, старших школьников или студентов, я не вижу даже намёка на противостояние с оппонентом. Они, похоже, стараются выждать уязвимость и нанести случайный удачный удар, вместо того чтобы порываться сквозь стену и разрушить защиту противника. Это пассивное, приспособленческое кендо. Они начинают с защитной позиции и так проводят весь поединок. Причина такого их поведения, я полагаю, в основном в том как их учат. В этом смысле предельно важно переосмыслить истинную природу кендо.

6. Достаточно ли хорошо ваше кендо для вашего дана?

Пытаясь показать себя с лучшей стороны на экзамене все становятся немного неистовыми. Во время экзамена комиссия оценивает ваше кендо положительно, если оно соответствует критериям Статьи 14 “Положения о сертификации Данов/Кю и Титулов Шого” Всеяпонской Федерации Кендо. Трудно пройти экзамен, но ещё труднее практиковать кендо в соответствии с полученным уровнем. Нет ничего труднее этого. Как вы думаете, кто решает какой у вас дан и каком ваш уровень?  Никто не объявляет свой дан начиная кейко. Ваш дан оценивается вашими противниками в кейко на основе ваших способностей, и теми кто смотрит на ваше кейко, ожидая очереди потренироваться с вами. Вы должны делать такое кейко, чтобы они говорили: “Несомненно, у него N-дан”. Что бы не случилось, ваше кейко не должно допускать сомнений: “Хм… а у него действительно N-дан?”

Критерии присвоения данов и кю описаны в Статье 14 упомянутой выше. Интересно, размышляет ли кто-то об этих критериях? Кроме того, Статья 16 определяет сколько лет должно пройти перед попыткой сдачи на следующий уровень. Почему существуют такие требования? В моём понимании, они указывают новую цель вашей практики после прохождения каждого уровня, и то что вам нужно мудро использовать эти годы для тренировок чтобы суметь соответствовать критериям следующего уровня.

Я рекомендую ставить конкретные цели и развивать свои навыки для соответствия полученному дану. Например, получив 5-й дан, вы должны развиваться чтобы заслужить 5.1-й дан, 5.2-й дан, 5.3-й дан и т.д., и со временем дойти до 5.9-го дана. Такие усилия проявятся как заметная разница навыков между вами и другими людьми того же возраста и уровня.

В следующем выпуске KW я закончу эту серию статей некоторыми советами о том настрое, который вы должны поддерживать в повседневной жизни чтобы улучшить ваше кендо, и о той ответственности, которая ложится на вас по мере роста уровня.

Опубликовано в Kendo World 7.1-7.2

Источник: http://www.shogunclub.ru/pravilnoe-kendo-v-zerkale-ekzamena/ ; http://www.shogunclub.ru/pravilnoe-kendo-v-zerkale-ekzamena-chast-2/

« »

Ваш отзыв