Результат всех ваших тренировок ясно виден в первом киай

admin Рубрика: Статьи
0

Сонода Масадзи (8 дан Ханси)

Перевод с японского: Алекс Беннет
Перевод с английского: Антон Федотов

Сонода Масадзи родился в префектуре Кумамото в 1927 г. Занимался кендо в полиции, шесть раз становился чемпионом в Национальном Чемпионате Полиции, четырежды участвовал в Чемпионате Японии (дважды занимая четвёртое место), и был победителем 15-го турнира Мейдзи-мура среди 8-х данов. Он сдал экзамен на 8-й дан в 1976 году и стал Ханси в 1987.

Наносите ли вы удар из семе?

Будучи экзаменатором, я обращаю особенно внимание на один аспект. Когда участник встаёт из сонкё, я смотрю, находится ли цуру сверху. Если она смещена в сторону, то это показатель неверного хвата, и даже если участник демонстрирует мощное семе и чёткую технику, это уже бессмысленно. На самом деле это одна из самых постыдных ошибок, которые может совершить кендока высокого уровня.

Ещё один компонент, на который я смотрю, это первый киай. Насколько он наполнен чувством? Результат всех ваших тренировок ясно виден в первом киай, попытка же “подделать” такой киай хорошо заметна. Настоящий сильный киай вы можете развить только вкладывая своё сердце и душу в каждую технику на каждой тренировке.

Следующий фактор на который я обращаю внимание — наносит ли кандидат удар из семе. На первый взгляд может показаться, что кандидат делает мощное семе и давит на противника. Однако, блеф распознаётся если он не может превратить своё семе в атаку когда появляется такая возможность и лишь блокирует атаки противника. Это значит, что кандидат не понимает зачем вообще он делает семе.

Бывает, что вы можете полностью подавить противника своим ки без единого удара. Однако, на экзамене выступающий должен одолеть противника семе и воспользоваться этим для удара, либо суметь уклониться и контратаковать. Это основной принцип кендо. В процессе взаимного семе, сознание* противников вступает в противоборство, и это взаимодействие является самым важным, что позволяет кендока тренировать свой ум. Резонанс, возникающий в результате такого взаимодействия, это как раз то, что хотят увидеть экзаменаторы.

* В оригинале здесь использовано слово “сердце”, однако, поскольку в японской культуре сердце считается вместилищем сознания, а не чувств, как в европейской культуре, думаю такой перевод вернее по смыслу.

Совершенно естественно тренироваться жёстко и постоянно атаковать пока вы молоды. Однако, переход на следующий уровень является ключевым на вашем пути кендо. Когда мне исполнилось 40 лет, я начал учиться не переживать по поводу пропущенных ударов. Я просто принимал удары, сколько бы их ни было. Примерно через год мой кенсен обрёл стабильность и я постепенно научился видеть и понимать возможности для атаки. Важно научиться видеть возможности атаки через смирение в ситуации когда вам наносят удар, через самоотверженность.

Можете ли вы сохранять оптимальную дистанцию между стопами от начала до конца?

Сохранение одинакового расстояния между стопами от момента когда вы встаёте из сонкё и до самого конца очень важно. Если одна нога смещается в каком либо направлении, вторая должна немедленно сместиться так же. Если вы действуете таким образом, ваше семе будет исходить из области бёдер, что в свою очередь увеличит силу вашего давления. В результате это даст вам уверенность и вы сможете атаковать противника в ситуациях когда он разбалансирован, в момент начала его атаки, когда он теряет хладнокровие, или избежать его атаки.

Такая эффективная работа ног основана на сохранении идеального расстояния между стопами. Иными словами, является ли ваша камаэ абсолютно естественной? Я научился верной учи-ма (идеальной дистанции удара) лишь после многих лет размышлений об оптимальном положении стоп.

У меня была довольно широкая стойка в молодости. Косикава Хиденоске-сенсей постоянно поправлял меня и часто бил по левой ноге чтобы я стоял в более узкой стойке. Она мне казалась очень неудобной и неестественной. Я чувствовал, что не могу наносить удары и что мое кендо готово развалиться на части. К счастью, Косикава-сенсей был рядом и я мог видеть на его примере правильную работу ног. Я прилагал все усилия чтобы повторить его стойку и работу ног.

Практикуя кихон, я сохранял в сознании образ Косикава-сенсея и старался наносить удары так расслабленно, как только мог. Если я чувствовал малейшую неуклюжесть в движениях я снова проверял положение стоп и следил за тем как я перемещаюсь, в том числе и вне стен додзё. Я старался ходить абсолютно прямо и проверял чтобы подошвы моих ботинок изнашивались равномерно. Если каблуки стирались равномерно — это значило что я хожу правильно.

В итоге я научился правильно двигаться не думая об этом, и все мои движения в кендо в результате улучшились. Мой кенсен и работа ног объединились и я без лишних движений смог использовать семе, удерживая кенсен на центре противника и одновременно закрывая свой центр от его кенсена.

В любой ситуации, самый быстрый путь к росту — это скромность. Я был очень впечатлён однажды, увидев как опытный инструктор высокого уровня учится у молодого коллеги сдавшего на 8-й дан раньше него. Это отношение надо культивировать в себе, если вы хотите добиться успеха. Никогда не отказывайтесь учиться у других независимо от вашего статуса. (Тот инструктор, в итоге, сдал на 8-дан.)

В настоящее время я часто тренируюсь с офисными работниками. Мне нравится слушать их рассказы о том, как кендо помогает им в повседневной жизни благодаря уважительному отношению к окружающим и способности смотреть в будущее. Служебные обязанности конечно не позволяют им тренироваться столько сколько им хотелось бы. Я всего говорю ученикам, что качество каждой тренировки — единственный способ компенсировать нехватку их количества. Если вы пришли на тренировку раньше — используйте это время для кендо-ката, потренируйте кихон, и даже если вы всегда занимаетесь с одними и теми же людьми, постарайтесь воспринимать каждую встречу с ними как первую. Следуя таким путём люди лучше сдают экзамены. Ваши шансы на успех сильно упадут, если вы пренебрежёте тренировкой кихона.

Даже если вы не делаете сиай-кейко, всегда участвуйте в кирикаэси и какари-кейко!

Если вы зашли в тупик, лучший способ выбраться — упорные тренировки в кихон, кирикаэси, учикоми и какари-кейко. Когда я тренировался в полиции, на уровне 6-го дана был период когда я проигрывал поединки, что бы я ни делал. Косикава-сенсей видел, через что мне приходится проходить и ждал когда я обращусь к нему. После месяца мучений, я, наконец, пришёл к нему за советом.

— Ага. Так ты, наконец, пришёл?
— Сенсей, я прошу разрешения взять перерыв…
— Почему?
— Потому что я постоянно проигрываю и не понимаю что мне делать. Если я на месяц прервусь, возможно я смогу взглянуть на вещи по-новому…
— Ты можешь прервать тренировки в сиай, но обязательно тренируй кихон, кирикаэси и какари-кейко.

Больше он ничего мне не сказал и я сделал то что он посоветовал. Когда после практики кихон все делали дзикейко я шёл в какари-кейко к сенсею. Через месяц я внезапно почувствовал неодолимое желание сражаться. Сенсей разрешил, и я смог чётко увидеть противника ясным взором.

Я понял, что я был слишком озабочен победой или поражением, это затуманивало моё восприятие и приводило к физическому и ментальному замешательству. Благодаря мудрости Косикава-сенсея я смог выйти из тупика. Я понял важность кихон, и осознал, что кендо это то что вы изучаете телом, а не разумом. Однако, также вам необходимо правильное состояние сознания чтобы быть благодарным за помощь вашим партнёрам по тренировкам. Если всё что вам нужно это победа или экзамен, ваш взгляд будет затуманен, и в итоге, однажды, вы не сможете продемонстрировать всё на что способны.

Сложно увидеть свой прогресс в кендо, но именно поэтому кендо — путь длинною в жизнь.  Я буду продолжать работать над кихоном пока могу держать синай.

Опубликовано в Kendo World 4.2

Источник:http://shogunclub.ru/blog/philosophy/180.html»>http://shogunclub.ru/blog/philosophy/180.html

« »

Ваш отзыв