История японского доспеха

admin Рубрика: Вне Додзё,Метки: ,
0

Наряду с мечом, доспех  также являлся неотъемлемой частью образа жизни самурая. От его функциональных качеств зависела жизнь воина, а высокохудожественное исполнение превращало доспех в произведение искусства. В зависимости от преобладания того или иного вида оружия и тактики ведения боя в различные периоды истории изменялись функции и внешний вид доспехов, но неизменным оставалось качество. По прошествии многих веков, когда остались в истории самурайские сражения, мы по прежнему не перестаем восхищаться искусством древних мастеров.

К счастью, художники старой Японии оставили нам многочисленные изображения первых самураев. Эти произведения, чаще всего длинные свитки, на которых развертывается повествование, а также сохранившиеся образцы оружия и доспехов дают наглядную картину военной жизни того времени того времени. Примерно с IX-X вв японский доспех приобрел ту специфическую форму, которая делает его столь легко узнаваемым.

Ранние доспехи, известные только по раскопкам гробниц IV-V вв. н.э., были пластинчатыми. В V в. на смену им пришел  другой тип вооружения, заимствован с азиатского континента. Азиатский «ламеллярный» доспех, собранный не из пластин, а из многочисленных скрепленных вместе чешуек, восходит к защитному вооружению Древнего Египта и Ассирии. Заимствовав сам принцип, японцы разработали свой уникальный стиль. В VI и VII вв. пластинчатый доспех представлял собой  большой неуклюжий кафтан. Со временем он превратился в те доспехи, которые носили самураи. То были первые настоящие самурайские доспехи, известные как ёрои.

Принцип конструкции ёрои очень прост. Несколько кусов метала или кожи плотно соединяются вместе, образуя вместе гибкую эластичную полосу. Полоса, состояла изкодзанэ, как назывались эти чешуйки, достигала в длину около 30 см.длинна ее определялась тем, для какой части доспехов она предназначалась. Полоса покрывалась кожей и тщательно лакировалась для защиты от коррозии. Несколько таких  полос связывалось вместе толстым шелковым или кожаных шнуром. Эти шнуры, так называемыеодоси , т.е. шнуровка доспехов, были разноцветными и создавали  покрывший доспех узор.

Весь собранный таким образом доспех имел вид коробки. Три стороны коробки – передняя, левея и задняя – были соединены вместе. Сперва надевалась правая часть –вайдатэ, которая плотно привязывалась под мышкой и через левое плечо. Большие тяжелые наплечники, содэ, крепились к наплечным ремням при помощи шнуров, а чтобы они не болтались и не задирались, оставляя руки открытыми, они сзади крепились кагэмаки – деталь в виде креста, сплетенной из толстых шнуров. Агэмаки, обычно красного цвета, подвешивали к кольцу в верхней части наспинника.

Нагрудник, цурубасири до гава, исполнял также роль пластины, облегчающей скольжение тетивы лука при выстреле. Как и все  гладкие поверхности доспехов, она покрывалась слоем крашеной кожи, которая обычно покрывалась изысканным орнаментом. Перед нагрудником укреплены  две подвески для защиты шнуров, поддерживающих доспехи, которые  закреплялись на продолговатых пуговицах. Над правой стороной груди находится сэндан но ита – подобие миниатюрного наплечника. Слева – кюби но ита, неподвижно закрепленная железная пластина, покрытая кожей.

В то время самураи носили бронированные рукава, котэ , только на левой руке, чтобы правая оставалась свободной для натягивания тетивы лука. Бронированный рукав выглядел как обычный матерчатый мешок, с внешней стороны усиленный железными пластинами, который привязывался под мышкой.

Принципиальное различие  существовало между конным воином и пехотинцем. Последние носили не коробчатые ёрои, а более простые доспехи, облегающие тело, так называемые домару.

С ёрои носили типичные тяжелые шлемы. Сам шлем состоял из нескольких железных пластин, скрепленных большими коническими заклепками. На макушке было отверстие, именуемое тэхэн. Оно использовалось, вероятнее всего, чтобы пропускать через него пук волос: волосы служили подкладкой. Большой изогнутый назатыльник(сикоро) собирался из кодзанэ, как и другая часть доспехов. Края сикоро выгибаются в верх и наружу для защиты лица. Эти  выступы – фукигаёси – покрывались тесненной кожей, как и козырёк шлема. Наконец, шлем был украшен небольшой агэмаки,прикрепленной к его тыльной стороне.

В XIV в., после «Войны Северного и Южного Дворов», произошли серьезные изменения в самурайской тактике. Такие действия, как защита крепости или длительная осада, исключали использование конницы – лошади были нужны только как транспорт. В пешем строю коробчатые доспехи типа  ёрои были не практичны, и по мере того как японцам все более приходилось полагаться на пехоту, их вооружение постепенно менялось. Чтобы надеть доспехи ёрои , состоящие из двух частей, требовалось слишком много времени, но этому их заменили цельным панцирем того типа, что прежде использовался лишь для вооружения пехотинцев. Исчез кожаный нагрудник, а на смену тяжелой «юбки» ёрои  пришли легкие составные набедренники кусадзури, с новой формой для защиты от рубящих ударов, а назатыльник шлема, закрывавший шею, чаще выгибали наружу, а не вниз, что позволяло  более свободно манипулировать оружием.Начали носить не один, а два бронированных рукава, усилили лучины. Все эти изменения происходили постепенно, между 1350 и 1500 гг. До конца XVI в. ёрои   все еще изготавливали и носили.

А начиная с XVI в. в Японии начался Сэнгоку дзидай – «Век, когда страна находится в состоянии войны». Эта война по своему масштабу была самой грандиозной из всех которые до тех пор приходилось переживать Японии. Военные кампании продолжались гораздо дольше, чем прежде, что вызвало определенные проблемы со шнуровкой доспехов. Самурай Сакакибара Кадзан писал:

…когда они пропитывались водой, они становились тяжелее, и их нельзя было быстро высушить, так что летом их вес был обременителен, а зимой все это могло замерзнуть. Более того, никакая стирка не могла полностью избавить шнуровку от грязи, которая в нее проникала, так что во время долгих кампаний, она начинала дурно пахнуть, в ней заводились муравьи и вши, что плохо сказывалось на здоровье носящего такие доспехи.

Плотная шнуровка также задерживала острие копья, вместо того чтобы дать ему соскользнуть не причиняя вреда. По этому плотную шнуровку (кэбики одоси) заменили шнуровкой сдвоенными шнурами (сугакэ одоси).

Прибытие европейцев в Японию в середине XVI в. также повлияло на вооружение самураев. Появились  цельные европейские   железные панцири. Некоторые доспехи имели внешний вид в европейском стиле. Но эти изменения встречались редко и в основном у самураев-христиан.

И сегодня можно встретить упрощенную форму самурайских доспехов  в додзё, где занимаются Кендо. Эти доспехи были созданы в XVII в. Наканиси Тюта, основателем школы Наканиси Итто-рю. Они состоят из защитной стальной маски – Мэн, к которой пришиты полосы толстой хлопчатобумажной ткани, защищающие шею и ключицы; До – панцирь, защищающий живот и грудную клетку; Тарэ – это защита бедер, нижней части живота и области паха; Котэ – толстые кожаные рукавиц. Также был заменен стальной меч на Синай – легкий, удобный меч из плотно перевязанных в нескольких местах четырех бамбуковых полос.

Источник: http://www.kendo.in.ua/rus/view.php?n=stativ&id=5

« »

Ваш отзыв